1.6. Понятие культурного шока
Проблема психологической аккультурации мигрантов до сих пор является одной из самых сложных и теоретически многозначных. Общим является мнение о стрессогенном воздействии новой культуры, о том что контакт с новой культурой вызывает нарушение психического здоровья, более или менее выраженное психическое потрясение, для обозначения которого введен термин "культурный шок". Впервые использовал этот термин К.Оберг. Он выделял шесть аспектов культурного шока:
- напряжение, к которому приводят усилия, требуемые для достижения необходимой психологической адаптации;
- чувство потери или лишения;
- чувство отверженности представителями новой культуры или отвержения их;
- сбой в ролях, ролевых ожиданиях, ценностях, чувствах и самоидентификации;
- неожиданная тревога, даже отвращение и негодование в результате осознания культурных различий;
чувство неполноценности от неспособности совладать с новой средой.
Каждая культура имеет множество символов социального окружения, как вербальных, так и невербальных способов общения, с помощью которых мы ориентируемся и действуем в ситуациях повседневной жизни, и наш душевный мир зависит от этих сигналов, многие из которых мы даже не осознаем. И когда вся эта незримая система свободной ориентации внезапно становится неадекватной в условиях новой культуры, человек испытывает глубокое нервное потрясение. ([10], с. 193) Но не смотря на то, что чаще всего культурный шок имеет негативные последствия, следует обратить внимание и на его позитивную сторону хотя бы для тех индивидов, у кого первоначальный дискомфорт ведет к принятию новых ценностей и моделей поведения и, в конечном счете, важен для саморазвития и личностного роста. В связи с этим Дж.Берри даже предложил вместо термина культурный шок использовать понятие стресс аккультурации, поскольку слово шок ассоциируется только с негативным опытом.
В кросскультурной психологии существует ряд теорий, традиционных и современных, которые пытаются объяснить феномен психологических потрясений от эмиграции. Рассмотрим сначала традиционные концепции.
Первая теория появилась в рамках психоаналитической традиции, это теория "страдания" (горя) или лишения (утраты). Она рассматривает эмиграцию как опыт утраты социальных связей, близких и родных людей, положения в обществе, имущества и т.д.
Вторая теория основана на феномене "локуса контроля". Предполагается, что люди с интернальным локусом контроля, считающие себя ответственными за все происходящее, адаптируются легче и быстрее, чем люди с экстернальным локусом контроля, считающие, что все происходящее с ними результат рока или воли других людей.
Третья теория "селективной миграции" опирается на принцип естественного отбора, согласно которому все живые организмы, лучше приспосабливающиеся к среде, становятся доминирующим типом. Эта теория получила распространение и в нашей стране. Ф.Б. Барезиным [14] было высказано предположение о том, что селекционные процессы оказывают влияние на эффективность популяционной адаптации благодаря тому, что в миграционный поток вовлекаются люди с определенными личностными особенностями, в частности те, кого можно отнести к группе акцентуированных личностей.
Четвертая теория связана с экспектациями. Она утверждает, что адекватность ожидания эмигрантов от жизни в новой стране прямо влияет на их адаптацию. Исследования показывают, что низкие ожидания приводят к лучшему приспособлению, но ухудшению социальной мобильности.
Каждая из рассмотренных теорий не в состоянии объяснить все, но базируется на очень важных для понимания связи между эмиграцией и факторами культурного шока. Рассмотрим также и современные теории, которыми в основном пользуются исследователи для интерпретации полученный эмпиричеких данных.
Первая из них - теория негативных жизненных переживаний. Согласно этой теории опыт больших перемен в условиях жизни (как негативных, так и позитивных) приводит к психическим и физическим заболеваниям. Эта теория была подтверждена многочисленными исследованиями, в которых было выявлено, что обычно среди эмигрантов больше психических заболеваний: чем среди коренных жителей. Также интересно то, что в рамках данной теории была подтверждена гипотеза о том, что существуют значительные культурные расхождения как в стрессогенности наиболее значимых жизненных событий, так и в типах психических расстройств, которыми страдают эмигранты.
Вторая теория, теория ценностных различий, перекликается с теорией негативных жизненных переживаний и также носит описательных характер; она объясняет культурный шок столкновением разных систем ценностей. По мнению А.Фарнхема и С.Бочнера, чтобы понять последствия ценностных различий для эмигрантов, необходимо учитывать влияние трех факторов:
- качество и количество различий в ведущих ценностях между культурами выхода и поселения
- терпимость к разным культурным ценностным системам в обществе страны поселения
- индивидуальная когнитивная сложность, способность к изменению своей ценностной системы, т.е. степень "крепости" сложившейся системы ценностей эмигранта.
Существуют ценности, которые способствуют адаптации в иных культурах, например, стоицизм и саморегуляция (помощь самому себе). ([1], с.144) По ценностям, преобладающим в ценностной системе эмигранта, и по тому, характеризуют ли они минорные состояния или отражают способы, которыми можно справиться со стрессом, можно судить о том, как человек преодолевает собственное отчуждение в иной культуре.
Одна из наиболее интересных теорий, пытающихся объяснить механизм культурного шока, - теория социальной поддержки. Суть этой теории заключается в том, что поддержка со стороны других людей препятствует психическим расстройствам и обеспечивает психологический комфорт личности.
Предполагается, что при миграции человек теряет значимые социальные связи, поддерживавшие его в прошлом, и это деструктивно сказывается на его психическом здоровье. С точки зрения А.Фарнхема и С.Бочнера, не существует устоявшейся таксономии вариантов поддержки, но она могут содержать эмоциональный, инструментальный (помощь в поведении) и информационные компоненты. ([10], с. 198) Также было отмечено что несмотря на то что в ситуации эмиграции возрастает важность сохранения национального окружения как буфера для психических расстройств, лучше адаптируются те, кто имеет примерно равное количество неформальных связей как в национальном окружении, так и среди местного населения.
Итак, каждая из перечисленных теорий не может объяснить всей глубины и сложности психологических реакций на иную культуру, объединяемых понятием "культурный шок". Тем не менее они с разных сторон пытаются объяснить происхождение и смысл данных реакций. ([10], С.200)
Как правило, проблема культурного шока рассматривается в контексте так называемой кривой процесса адаптации. Всего выделяют 5 этапов адаптации визитеров (По Триандису, по результатам исследования проведенным на туристах):
- Энтузиазм, приподнятое настроение, большие надежды.
- Разочарование, замешательство, фрустрация и депрессия в следствие сталкивания с непривычными условиями окружающей среды, чувства взаимного непонимания с местными жителями и неприятия ими; попытки убежать от реальности, общаясь преимущественно с земляками.
- Серьезные болезни, чувство полной беспомощности. На этом этапе не сумевшие успешно адаптироваться визитеры возвращаются на родину до срока.
- Депрессия постепенно сменяется оптимизмом, ощущением уверенности и удовлетворения. Человек чувствует себя более приспособленным и интегрированным в жизнь общества.
- Полная адаптация, характеризующаяся стабильными изменениями индивида в ответ на требования среды.
Таким образом, пять этапов адаптации формируют U-образную кривую. Но испытания не всегда заканчиваются с возвращением на родину, так как им приходится пройти через период реадаптации, этапы которой, по мнению некоторых исследователей, повторяют U-образную кривую. Поэтому для всего цикла была предложена концепция W-образной кривой адаптации.
Но исследования последних лет ставят под сомнение универсальность этих моделей: визитеры не обязательно проходят все этапы адаптации и реадаптации.
- туристы возвращаются домой до окончания первого этапа;
- пребывание в чужой стране не обязательно начинается с 1-го этапа, особенно если своя и чужая культуры сильно отличаются друг от друга;
- многие визитеры не завершают процесса адаптации, так как уезжают как только начинают ощущать симптомы культурного шока;
- возвращение домой далеко не всегда является травмирующим.
Значительно сложнее процесс адаптации переселенцев, так как им необходимо полностью интегрироваться в культуре. В психологии накоплены свидетельства о значительных различиях в протекании процесса межкультурной адаптации и его продолжительности - от нескольких месяцев до 4-5 лет - в зависимости от характеристик визитеров и переселенцев и особенностей своей и чужой для них культур. ([15], с.284)
Проблема культурного шока - это проблема личностного роста, ломки жизненных стереотипов, требующая громадной затраты ресурсов. Но то, что приобретается в результате этой работы - бесценно: рождается новая, осмысленная и выстраданная картина мира, в которой есть место для культурного многообразия, для его принятия и понимания, в которой меняется масштаб взгляда на мир и общения с ним, в которой снимается фатальность дихотомии "мы" и "они", появляется устойчивость перед новыми испытаниями, рождается сила любви и терпимости.
|