1.7.2. Типы адаптации
Согласно теории аккультурации, разработанной Дж.Берри [23], этот процесс связан с двумя основными проблемами: поддержание культуры (в какой степени признается важность сохранения культурной идентичности) и участие в межкультурных- контактах (в какой степени следует включаться в иную культуру или остаться среди "своих".
В зависимости от комбинации ответов на эти два важнейших вопроса выделяют четыре основные стратегии аккультурации: ассимиляция, сепарация, маргинализация и интеграция [23].
Ассимиляция - вариант аккультурации, при котором эмигрант полностью идентифицируется с новой культурой и отрицает культуру этнического меньшинства, к которому принадлежит.
Сепарация - ситуация, когда группа и ее члены, сохраняя свою культуру, отказываются от контактов с другой ради сохранения позитивного образа "мы", сомнения в котором не возникают благодаря искусственному удалению других "картин мира".
Маргинализация - это ситуация, когда мигрант не идентифицирует себя ни с культурой этнического большинства, ни с культурой этнического меньшинства. Это может быть следствием отсутствия возможности (или интереса) поддерживания культурной идентичности (часто из-за вынужденных или навязанных культурных потерь) и отсутствия желания установления отношений с окружающим обществом (из-за отвержения доминирующей культурой и дискриминации).
Интеграция - вариант аккультурации, когда каждая из взаимодействующих групп и их представители сохраняют свои присущие им исходные индивидуальности, но одновременно с этим объединяются в единое общество на другом, равно значимом для них основании.
Согласно данным многочисленных исследований, эмигранты, прибывшие на постоянное жительство, более склонны к ассимиляции, чем временно пребывающие в данной стране, люди эмигрирующие в целях получения образования и экономических, ассимилируются довольно легко, в то время как беженцы ассимилируются гораздо дольше и с большими трудностями [24].
Но успешная адаптация представляет собой не ассимиляцию с чужой культурой, а процесс достижения социальной и психологической интеграции с еще одной культурой без потери богатств собственной. Неудачи и проблемы при адаптации в новой культуре необходимо рассматривать как отсутствие определенных знаний и навыков. Поэтому должно быть организовано не приспособление человека к новой культуре, а приобретение им знаний об обычаях, нормах, ценностях, стереотипах поведения другого народа без разрыва с собственной культурой.
|