Глава 1. Исследование культуры, адаптация в новой среде и кросс-культурные методы

1.1. Понятие культуры

1.1.1. Понятие культуры и факторы ее формирования

Отправной точкой данного исследования, по нашему мнению, должно стать такое понятие, как культура.

В Большой Советской энциклопедии [3] понятие культура определяется следующим образом: "Культура (от лат. Cultura -возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в темах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых или материальных культурных ценностях..." Понятие культура употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, конкретных обществ, народностей и наций (например, Античная культура, культура Майя), а также специфических сфер деятельности и жизни (художественная культура, культура быта). В более широком смысле термин "культура" относят только к сфере духовной жизни людей ([3], с.594)

Определение культуры, как социально-психологического феномена дал американский психолог Д. Матсумото, он определил культуру как совокупность установок, ценностей, верований и поведения, разделяемых группой людей, но по-разному каждым индивидом, и передаваемых от поколения к поколению [26].

К основным факторам формирования культуры следует относить не только её представителей, но такие факторы как исторический и экономический [10]. Так, особенности среды создают условия для развития особенностей культуры, поведения и навыков социализации. Живым примером может послужить то, что в некоторых областях Африки жизнь и культура людей тесно связана с обитающей там мухой цеце. Это насекомое поражает скот, а в частности коров, следовательно, возникают сложности с молоком. В результате матери кормят детей своим молоком до трех лет. Поскольку в результате последующей беременности молоко у матери пропадает, то в этих племенах существует табу на сексуальные отношения с момента рождения ребенка до достижения им возраста трех лет. Это в свою очередь, приводит к многоженству у мужчин данной культуры. В результате дети спят со своими матерями долго в одной постели. Мальчики вследствие этого очень привязаны к своим матерям и долго не усваивают мужские роли. Чтобы это преодолеть, культура развивает специальные церемонии "инициации, позволяющие четко отделить "взрослого" мужчину от ребенка". ([10], с.26) История также формирует культуру. К примеру, войны изменяют взгляд людей на себя. "Японцы, в частности, изменили самовосприятие после второй мировой войны; при этом сами они радикально не изменились, но поменяли роль агрессора на роль сильного экономического соперника". ([10], с.27)


Previous to Content Next
Hosted by uCoz