1.7.4. Интолерантность и последствия её воздействия на межкультурные контакты

В данной работе нам кажется важным подробнее раскрыть понятие интолерантности (нетерпимости) и показать последствия её воздействия на межкультурные коммуникации.

Толерантность - интолерантность - в контексте нашей работы это проблема отношения этносов, наций, культур, причем, как на уровне группового сознания, так и в терминах межличностных отношений людей, как носителей этнических и национальных признаков, как представителей тех или иных культур. Именно поэтому мы ставим толерантность в ряд психологических характеристик, которые особенно важны при исследовании межгруппового взаимодействия [10].

По своей природе одни люди более терпимы, другие - менее. Достаточно очевидно это качество проявляется в проблемных этноконтактных ситуациях. Этническая нетерпимость - значимая форма проявления кризисных трансформаций этнической идентичности. Основой этнической нетерпимости является повышенная чувствительность к лицам других национальностей. Она может выражаться в широком диапозоне - от лёгкого дискомфорта и раздражения . никак не реализуемых в поведении , вплоть до геноцида [10].

Т.Адорно и его коллеги в своих исследованиях описали существование особого типа авторитарной личности предрасположенной к дискриминации и предрассудкам [15]. Основные социопсихологические характеристики этой личности: консерватизм, авторитарное подчинение (потребность в сильном лидере), авторитарная агрессия (потребность во внешнем объекте для разрядки), анти-интрацепция (боязнь проявлять чувства и страх утраты самоконтроля),предвзятость и стереотитичность, комплекс власти (склонность разделять конвенциональные ценности), деструктивность и цинизм, проективность (проекция подавленной агрессии вовне). Можно предположить, что воспитание такого типа личности должно быть связано с социальной ситуацией ее развития.

Кризисная социальная ситуация в полиэтническом обществе становится питательной средой для развития и проявления этих характеристик, что превращает людей такого типа в субъекты интолерантности по отношению к представителям других этнических групп [10].

Г.Оллпорт дал обобщённые характеристики толерантных и интолерантных личностей, перечислим, их рассматривая только полюс толерантности [22].

Для толерантного человека характерно:

  1. Знание самого себя (толерантный человек хорошо осведомлён о своих достоинствах и своих недостатках и не склонен во всех бедах обвинять окружающих).
  2. Защищённость (ощущение безопасности и убеждённость, что с угрозой можно справиться).
  3. Ответственность (развитое чувство ответственности, не перекладывает ответственность на других).
  4. Потребность в определённости (толерантный человек не делит мир на чёрное и белое, а признаёт многообразие, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределённости).
  5. Ориентация на себя (больше ориентирован на личностную независимость, меньше - на принадлежность внешним институтам и авторитетам).
  6. Менышая приверженность порядку (менее ориентирован на порядок вообще, в том числе и на социальный порядок, менее педантичен , вежлив).
  7. Способность к эмпатии (социально чувствителен и склонен давать более адекватные суждения о людях).
  8. Чувство юмора (способен посмеяться не только над другими , но и над собой).
  9. Предпочитает свободу, демократию (для него не имеет значения общественная иерархия).

Г.У. Солдатова также выделила ряд характеристик, которые свойственны для лиц с преобладанием интолерантных установок [14].

  1. У этнически интолерантных лиц среди жизненных приоритетов этническая группа представляет важнейшую статусную категорию, у толерантных лиц этническая принадлежность далеко не всегда входит в число главных социальных измерений.
  2. У интолерантых лиц выше потребность в этнической ассоциированности, и они более активно реагируют на национальные проблемы. Большинство из них убеждено в необходимости ощущать себя частью "своей нации".
  3. Интолерантные лица более позитивно оценивают собственную этническую группу и менее положительно, по сравнению с толерантными лицами , другие этнические группы. Это означает ,что у них нередко гипертрафировано стремление к позитивной этнической идентичности , и они пытаются за счёт усиления позитивных различий в пользу своей группы придать ей более высокий статус.
  4. Толерантные лица воспринимают этнические группы более близкими, а границы между ними более размытыми, чем интолерантные, для которых этнические границы резко очерчены.

Солдатова также выявила, что вне зависимости от национальной принадлежности толерантные менее дистанцируются на самых разных уровнях от представителей других этнических групп.

Основным результатом массовых этнических миграций становятся межэтнические контакты на групповом уровне, когда этнические мигранты вступают в более или менее длительное межкультурное взаимодействие с представителями доминирующей культуры. Последствия межэтнических контактов на групповом уровне могут быть представлены в виде четырех максимально общих категорий, данных в исторической перспективе [14]: геноцид, ассимиляция, сегрегация и интеграция.

Геноцид - это ситуация, когда одна этническая или культурная группа, обычно численно доминирующая и обладающая превосходящими технологическими ресурсами, уничтожает членов другой этнической (или культурной) группы, с которыми она вступает в контакт. В оправдание обычно выдвигается тезис о расовой, этнической или психической неполноценности группы, подвергающейся уничтожению. Это часто случается в истории в результате так называемых "великих завоеваний". В психологическом плане геноцид - это выражение предельной интолерантности (нетерпимости) к иному образу жизни, другой "картине мира" (этнической и культурной) вплоть до физического уничтожения ее носителей. В основе подобной нетерпимости кроется отсутствие уверенности в позитивности образа "мы", которое в результате действия механизмов психологической защиты, ведет к ненависти и агрессии против других.

Ассимиляция - термин, используемый для описания поглощения одной культуры другой. Это происходит, когда этнокультурная группа добровольно или вынужденно адаптируется к обычаям и ценностям, жизненным стилям доминирующей культуры, причем после нескольких поколений такой ассимиляции члены группы меньшинства имеют тенденцию становиться культурно и даже физически неотличимыми от коренных жителей.

Принуждение к ассимиляции может привести к чувствам неполноценности, самоуничижения и даже самоненависти у представителей этнического меньшинства.

В психологическом плане ассимиляция - это проявление более "мелкого" варианта интолерантности к иной культуре, когда ее представители "принуждаются" жить по меркам доминирующей этнической культуры. Здесь работает тот же психологический механизм неприятия другой "картины мира", которая несет в себе угрозу сомнения в правильности и универсальности твоей собственной "картины мира", угрозу в позитивности образа "мы", поэтому всех других нужно сделать "своими". Добровольная ассимиляция, цель которой - выжить среди "других" - это стремление психологически защититься от возможной агрессии путем вхождения в более массовое и сильное мы, тем самым усиливая его позитивный образ.

Сегрегация - пример изолированного, независимого существования этнических культур. Внутри одного общества сегрегация может происходить и по воле доминирующего большинства, добивающегося отстранения определенных групп меньшинств от ключевых позиций, или исходить от самих групп меньшинств, активно добывающихся отдельного положения, культурной независимости, национальных школ, земельных владений и т.д.

С психологической точки зрения, в сегрегации этнокультурные группы "допускают" существование других культурных и этнических групп, с иным свойственным им видение мира, но как бы "на расстоянии". Это психологическое расстояние необходимо им для сохранения позитивного образа "мы", сомнение в котором не возникают благодаря искусственному удалению других "картин мира".

Интеграция - такой принцип совместимости, когда разные группы сохраняют свои, присущие им культурные индивидуальности, хотя в то же время объединяются в единое общество на равно значимом для них основании. В психологическом плане это - наиболее позитивный вид межкультурного взаимодействия, в котором члены этнических групп полностью справляются с трудностями принятия другого образа жизни, другой "картины мира" и даже находят положительные моменты в такой разности подобном взаимном существовании.

Известно, что наиболее успешно интегрируются в новую среду люди с высоким уровнем толерантности. Поэтому проблема толерантности становится все более и более актуальной, проводятся тренинги толерантности и семинары. И на страницах современной литературы по этой теме не раз можно встретить такие высказывания как "Толерантность - норма жизни в мире разнообразия" (21).


Previous to Content Next
Hosted by uCoz