1.3.4. Модель культурного научения и кросс-культурные тренинги
В современной прикладной психологии существует несколько способов подготовки индивидов к межкультурному взаимодействию. Используемые модели различаются в трех аспектах: [15]
- по методу обучения: дидактическому и эмпирическому;
- по содержанию обучения: общекультурному и культурно-специфичному;
- по сфере, в которой стремятся достичь основных результатов - когнитивной, эмоциональной или поведенческой.
Классификация основных типов обучающих программ:
- Просвещение
Цель: приобретение знаний о культуре, этнической общности страны пребывания.
Но знакомства с чужой культурой недостаточно: полученные знания не всегда смягчали культурный шок, а информация часто не соответствовала характеру непосредственных контактов с местными жителями. А объем информации - сколько бы его ни было - может оказаться недостаточным. Следовательно, визитеров необходимо научить обучаться.
- Ориентирование
Цель: быстрое ознакомление с новым для человека окружением, основными нормами, ценностями, убеждениями инокультурной группы. При этом используются пособия.
- Инструктаж
Цель: обеспечение широкого взгляда на возможные проблемы или фокусировка на отдельных аспектах приспособления к новому окружению.
- Тренинг
Цель: получение практических навыков, необходимых при межличностных контактах в новом окружении и для овладения ценностями, нормами и ролевыми структурами чужой культуры.
- Задачи: [15]
- познакомить обучаемых с межкультурными различиями в межличностных отношениях, что требует проигрывания ситуаций, в которых что-то протекает по-разному в двух культурах;
- сделать возможным перенос полученных знаний на новые ситуации, что достижимо, если обучаемый знакомится с самыми характерными особенностями чужой для него культуры.
- Типы тренинговых программ:
- Общекультурный тренинг или тренинг самосознания
Цель: осознание самого себя представителем культуры и ценности этой культуры, научиться проникать в культурные различия для повышения эффективности взаимодействия. Примером может служить тренинг, при котором обучаемый и подставное лицо проигрывают конфликтные ситуации, которые снимаются на видеокамеру. Затем тренер объясняет обучаемому как на его поведение повлияла та или иная культура.
- Когнитивный тренинг
Такой тренинг включает реальные межкультурные контакты.
Но такое обучение не всегда достигает своей цели из-за сильного этноцентризма участников, мешающего им избавиться от предубеждений в ходе занятий.
- Атрибутивный тренинг
Акцент делается на обучение тому, каким образом представители разных народов и культур интерпретируют причины поведения и результаты деятельности. Это очень важно, так как одна из основных проблем при общении представителей разных культур состоит в непонимании причин поведения друг друга и представлении ложных атрибуций.
Следует признать, что ни один тип тренинга не является идеальным, поэтому необходимо стремиться к использованию возможностей нескольких тренинговых подходов, не забывая и об обучении традиционными дидактическими методами. Также кроме задач традиционных тренингов социокультурных умений не стоит забывать также и такие задачи психологического сопровождения как:
- обучить участников способам психорегуляции, снятия нервного напряжения, улучшения функционального напряжения;
- помочь в снижении тревожности, неуверенности в преодолении недоверия к миру, возникающего при попадании в другую среду [11].
|
|