1.3.4. Модель культурного научения и кросс-культурные тренинги

В современной прикладной психологии существует несколько способов подготовки индивидов к межкультурному взаимодействию. Используемые модели различаются в трех аспектах: [15]

  • по методу обучения: дидактическому и эмпирическому;
  • по содержанию обучения: общекультурному и культурно-специфичному;
  • по сфере, в которой стремятся достичь основных результатов - когнитивной, эмоциональной или поведенческой.

Классификация основных типов обучающих программ:

  1. Просвещение

    Цель: приобретение знаний о культуре, этнической общности страны пребывания.

    Но знакомства с чужой культурой недостаточно: полученные знания не всегда смягчали культурный шок, а информация часто не соответствовала характеру непосредственных контактов с местными жителями. А объем информации - сколько бы его ни было - может оказаться недостаточным. Следовательно, визитеров необходимо научить обучаться.
     

  2. Ориентирование

    Цель: быстрое ознакомление с новым для человека окружением, основными нормами, ценностями, убеждениями инокультурной группы. При этом используются пособия.
     

  3. Инструктаж

    Цель: обеспечение широкого взгляда на возможные проблемы или фокусировка на отдельных аспектах приспособления к новому окружению.
     

  4. Тренинг

    Цель: получение практических навыков, необходимых при межличностных контактах в новом окружении и для овладения ценностями, нормами и ролевыми структурами чужой культуры.
     

  5. Задачи: [15]

    • познакомить обучаемых с межкультурными различиями в межличностных отношениях, что требует проигрывания ситуаций, в которых что-то протекает по-разному в двух культурах;
    • сделать возможным перенос полученных знаний на новые ситуации, что достижимо, если обучаемый знакомится с самыми характерными особенностями чужой для него культуры.
    • Типы тренинговых программ:
  1. Общекультурный тренинг или тренинг самосознания

    Цель: осознание самого себя представителем культуры и ценности этой культуры, научиться проникать в культурные различия для повышения эффективности взаимодействия. Примером может служить тренинг, при котором обучаемый и подставное лицо проигрывают конфликтные ситуации, которые снимаются на видеокамеру. Затем тренер объясняет обучаемому как на его поведение повлияла та или иная культура.
     

  2. Когнитивный тренинг

    Такой тренинг включает реальные межкультурные контакты.

    Но такое обучение не всегда достигает своей цели из-за сильного этноцентризма участников, мешающего им избавиться от предубеждений в ходе занятий.
     

  3. Атрибутивный тренинг

    Акцент делается на обучение тому, каким образом представители разных народов и культур интерпретируют причины поведения и результаты деятельности. Это очень важно, так как одна из основных проблем при общении представителей разных культур состоит в непонимании причин поведения друг друга и представлении ложных атрибуций.

    Следует признать, что ни один тип тренинга не является идеальным, поэтому необходимо стремиться к использованию возможностей нескольких тренинговых подходов, не забывая и об обучении традиционными дидактическими методами. Также кроме задач традиционных тренингов социокультурных умений не стоит забывать также и такие задачи психологического сопровождения как:

    • обучить участников способам психорегуляции, снятия нервного напряжения, улучшения функционального напряжения;
    • помочь в снижении тревожности, неуверенности в преодолении недоверия к миру, возникающего при попадании в другую среду [11].

Previous to Content Next
Hosted by uCoz