1.3.2. Примеры кросс-культурных исследований
М. Коул приводит три направления исследовательских программ [8], проводимых учеными в разное время. Каждая из них по-своему стремится выявить роль социокультурной среды в психике с помощью кросс-культурных исследований.
В первой программе внимание сконцентрировано на процессах восприятия. В 1896 г. экспедиция Кембриджского университета отправилась к островам Торресова пролива. Специалистом по экспериментально-психологическим методам в этой экспедиции был У. X. Р. Риверс. Главным в его работе было проверить, справедливо ли мнение о том, что "дикие и полуцивилизованные расы демонстрируют более высокую сенсорную чувствительность, чем та, которую можно обнаружить у европейцев". Риверс протестировал 170 туземцев. Тест на проверку остроты зрения показал, что "величина остроты зрения" у жителей Торресова пролива равна 2,1:1. Для сравнения были также протестированы жители острова Гельголанд у побережья Германии. Эти люди зарабатывали на жизнь рыбной ловлей, как и испытуемые с острова Торресова пролива, и были не слишком образованны. Средняя острота зрения для этой группы составила 1,77:1. После сравнения этих данных и результатов альтернативных методик измерения остроты зрения Риверс заявил: "Общий вывод, который можно сделать, состоит в том, что острота зрения дикарей и полуцивилизованных людей, хотя и превосходит несколько остроту зрения нормального европейца, но степень этого превосходства не так значительна..."
Результаты исследования других аналитиков, хотя и не всегда, но в общем подтверждали этот вердикт. Сообщалось также, что при общей бедности словаря для обозначения цветов испытуемые проявляли несколько сниженную чувствительность к голубому цвету и были менее чувствительны, чем европейские испытуемые, к определенным зрительным иллюзиям. Уроженцы островов Торресова пролива были менее подвержены иллюзии Мюллера - Лайера, чем контрольная европейская группа, но более подвержена горизонтально - вертикальной иллюзии.
| |
Иллюзия Мюллера - Лайера | Иллюзия горизонтально- вертикальная |
Было также обнаружено, что уроженцы этих островов допускают меньшую ошибку при определении различия в весе тел, но острота слуха несколько выше в европейских выборках; в чувствительности к запахам заметных различий не было.
Во второй программе, описанной Коулом [8] внимание сконцентрировано на интеллекте. Здесь основным критерием для оценки интеллекта использовался IQ - тест, созданный А.Бине и Т.Симоном. На начальных этапах исследований ученые пренебрегали предупреждениями Бине и Симона о проблемах, возникающих при тестировании людей с различным культурным опытом. По мнению самого Коула: "Единственный способ получить культуронезависимый тест - это разработка заданий, в равной мере являющихся частью жизненного опыта во всех культурах. Следуя логике работы Бине, это потребует отбора деятельностей, ценимых взрослыми, принадлежащим ко всем культурам (или хотя бы к двум!) и выявления среди них деятельности, эквивалентной по структуре, ценности и частоте осуществления. Но до сих пор никто не выполнил такой исследовательской программы" ([8], с. 74).
В третьей программе, описанной Коулом [8] изучается память. Коул вместе со своими коллегами изучал особенности памяти у фермеров-рисоводов племени кпелле в центральной Либерии. Задания, которые они использовали, называлось заданиями на "свободное припоминание". Испытуемым предъявлялся список слов для запоминания, и они вспоминали их в любом порядке. В результате оказалось, что вопреки легендам о замечательной памяти неграмотных народов, они справлялись с этим заданием хуже, чем это предусматривалось стандартами, полученных от американских исследователей.
Тогда предположили, что возможно в повседневной практике кпелле или не требуется запоминание некоего набора слов или объектов. Возможно, следует использовать задание, с которыми испытуемые стакиваются в обыденной жизни. Эта идея была проверена, в качестве стимульного материала использовался некий материал, и слова различными способами вплетались в повествование. Такой способ предъявления задания оказался гораздо эффективнее. Таким образом, в исследовании памяти важное значение, как и в исследовании интеллекта, отводится культурным различиям в организации повседневной жизнедеятельности.
|